• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Органы власти займутся самоанализом

Заявил заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов на прошедшем 16 апреля 2018 года в Санкт-Петербурге круглом столе «Тенденции. Практики. Реформа. Комплаенс. Защита». Мероприятие организовано Объединением корпоративных юристов России при участии Федеральной антимонопольной службы.

 

О Национальном плане развития конкуренции и об итогах заседания Государственного совета, посвященного вопросу приоритетных направлений деятельности субъектов Российской Федерации по содействию развитию конкуренции, рассказал заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов.

 

«Указ Президента – это не просто «документ–пожелание». Это прямое указание на то, что содействие развитию справедливой и честной конкуренции - основополагающий принцип государственной политики, в котором задействован и федеральный уровень власти, и уровень государственной власти субъектов федерации, – отметил замглавы ФАС. В указе содержится ряд норм, которые прямо запрещают органам государственной власти вводить те или иные дискриминационные условия предпринимательской деятельности, а также запрещают необоснованное вмешательство в свободное функционирование товарных рынков путем издания каких-либо актов и решений, приводящих к недопущению или устранению конкуренции».

«С нашей точки зрения важно то, что Президент Российской Федерации поручил федеральным органам исполнительной власти и органам государственной власти субъектов федерации заняться самоанализом, выявить те препятствия, которые мешают развитию конкуренции в соответствующих отраслях и регионах и предложить действенные меры по их устранению - подчеркнул спикер. - Это задача достаточно сложная. Многие органы власти с этой точки зрения на свою деятельность никогда не смотрели».

В каждом субъекте федерации к концу 2018 года должны появиться так называемые дорожные карты развития конкуренции, которые представят органы госвласти субъекта, исходя из объема компетенций, которыми они обладают, и тех секторов экономики, на состояние которых они действительно могут повлиять. Показатели развития конкуренции в регионах будут рассматриваться как один из показателей оценки губернаторов, которую проводит Администрация Президента Российской Федерации.

 

В соответствии с Национальным планом развития конкуренции органы государственной власти должны до 1 февраля 2019 года предложить комплекс мер по снижению административных барьеров, препятствующих развитию конкуренции в соответствующих секторах экономики. По словам А. Цыганова, оценка предлагаемых мер и степени достижения показателей развития конкуренции будет проводиться не кулуарно, а совместно с бизнес-сообществом.

 

«Поэтому и профессиональные отраслевые объединения предпринимателей, и «большая четверка» бизнес-ассоциаций будут участвовать в этом процессе. Я уверен, что мы будем привлекать к этой оценочной работе и объединения профессиональных юристов», - заключил замглавы ФАС.

 

Говоря об итогах первого после выборов Президента Российской Федерации заседания Государственного Совета Российской Федерации 5 апреля 2018 года, Андрей Цыганов отметил:

 

«Самым серьезным адвокатом проконкурентного развития экономики был Президент. Он говорил абсолютно правильные вещи и делал это гораздо жестче, чем мы могли себе предположить. Потому что заявить о том, что нарушение антимонопольного законодательства – это преступление, равным которому может быть только государственная измена или убийство, настаивать на том, что ограничение конкуренции наносит колоссальный ущерб экономике и без решения задач в этой сфере мы не сможем двинуться вперед, критиковать сложившийся стиль бюрократического мышления, засилие государственных и муниципальных предприятий на конкурентных рынках и создание тепличных условий для «своих», которые коверкают конкурентную среду, - это очень важно для всех нас».

 

Андрей Цыганов детально рассказал о законодательных инициативах ФАС России – пятом антимонопольном пакете, посвященном вопросам «цифровой экономики» и о ходе обсуждения данного законопроекта.

 

Президент Ассоциации «НП «ОКЮР» Александра Нестеренко обратила внимание, что в феврале 2018 года члены ОКЮР направили свои комментарии и предложения к пятому антимонопольному пакету.

 

«В числе прочего ОКЮР предостерегает, что полная и безоговорочная отмена иммунитетов, предусмотренных статьями 10 и 11 Закона о защите конкуренции, влечет за собой многочисленные риски и негативные последствия для добросовестных правообладателей, а также предоставит недобросовестным участникам рынка возможность переводить решение хозяйственных споров из частно-правовой области в сферу публично-правового регулирования, что в итоге может отрицательно сказаться, в том числе, на развитии высокотехнологичных рынков и конкуренции на них», - отметила Александра Нестеренко.

Вопросы антимонопольного правоприменения по различным аспектам деятельности антимонопольного ведомства и статьям Закона о защите конкуренции осветил начальник Правового управления Артём Молчанов. В своем выступлении он остановился на таких важных вопросах, как разъяснения Президиума ФАС России и применение механизма внутренней апелляции.

 

Также на мероприятии обсуждалась деятельность антимонопольного ведомства в субъектах федерации, совершенствование контрольно-надзорной деятельности и практика внедрения комплаенса как задача органов государственной власти.

 

«Мне нравится то, что мы с завидной регулярностью встречаемся с Ассоциацией ОКЮР и обсуждаем не только то, что мы уже сделали, но и то, что мы еще хотим сделать, и это очень важно», - заключил Андрей Цыганов.

 

Руководитель Санкт-Петербургского УФАС России Вадим Владимиров рассказал о практике антимонопольного органа, остановившись на двух важных делах управления.

 

«Работа в рамках реализации Национального плана по развитию конкуренции в Петербурге началась. И уже есть первые результаты. Буквально на днях Управление выдало предостережение Законодательному собранию. Мы предостерегли законодателей от принятия поправки в городской закон, и наделения исключительными полномочиями СПб ГУП «ГУИОН». Депутаты к нам прислушались, к нашему предостережению, и это нас очень радует».

 

Еще одно дело, которое отметил Вадим Владимиров, это решение и предписание Санкт-Петербургского УФАС, вынесенные в отношении петербургского Комитета по развитию туризма, который без проведения торгов заключил договор на разработку логотипа Петербурга со «Студией Арт. Лебедева» и тем самым нарушил статью 15 Закона о защите конкуренции.

 

«Сегодня кассация признала законность и обоснованность нашего решения и предписания. Так что, уважаемые органы власти, честные и открытые торги даже на разработку логотипа за один рубль - проводить надо!», - резюмировал он.